Роспотребнадзор
25.08.2011
У покупателей - все права. А у продавцов?!
В моем магазине купили туфли в 2010 г. Принесли сдавать в августе 2011. Требуют возврат денег и оплату экспертизы. Гарантия на обувь 30 дней. Подскажите: какие у меня права? Заранее спасибо.
Отвечает: Cпециалист-эксперт ТОУ Роспотребнадзора в Копейске и Красноармейском районе Абакумова Светлана Александровна26.08.2011
Разумеется, права имеет не только покупатель, но и добросовестный продавец. Сотрудникам магазина полезно знать следующие правила Закона «О защите прав потребителей»:
После окончания гарантии на товар покупатель сохраняет право предъявлять претензии по поводу дефектов производственного характера в разумный срок в течение двух лет после приобретения вещи. Так что само по себе обращение с претензией после окончания срока гарантии вполне правомерно (ст. 19 Закона «О защите прав потребителей»).
В то же время, если гарантийный срок уже истек, продавец вправе потребовать, чтобы покупатель доказал причину возникновения дефекта - проще говоря, подтвердил, что недостаток возник по причине нарушения технологии производства, из-за некачественного материала и т. п., а не из-за действий самого потребителя или третьих лиц.
На практике наиболее убедительным подтверждением является независимая экспертиза товара. Если продавец настаивает, то после окончания гарантии покупатель должен проводить экспертизу за свой счет. Однако имейте в виду: если экспертиза подтвердит производственный характер недостатка, то продавец обязан не только выполнить первоначальное требование покупателя (вернуть деньги либо поменять товар на новый), но и возместить расходы на экспертизу.
При этом продавец, в свою очередь, имеет право тоже получить возмещение убытков, выставив счет на сумму, выплаченную покупателю, своим партнерам, предоставившим некачественный товар - поставщику либо производителю.